Профессиональное водолазное снаряжение и оборудование
+7 (812) 350-95-44
office@diveservice.ru
На пути совершенствования средств спасения
15 ноября 2017

Спасение экипажа затонувшей подводной лодки представляет собой совершенно особую область спасательных работ. Такие спасательные операции выполнимы только специальными поисково-спасательными подразделениями ВМФ, имеющими как подготовленных специалистов, так и особое оборудование. Гибель атомной ПЛ «Курск» (в августе 2000 г.) в полной мере вскрыла конструктивные недостатки сил и средств ПСО (поисково-спасательного обеспечения) по поддержанию жизнедеятельности и спасению экипажа затонувшей ПЛ. Именно это событие и повлияло, в большей мере, на стратегию развития ООО «Дайвтехносервис» (образованного в феврале 2000 г.), главным в которой стало разработка новых, современных средств спасения. Отправной точкой при разработке такого оборудования стало изучение уже существующих в мире спасательных систем. 

Как показал анализ этих систем, в том числе фактически работавших во время совместных учений поисково-спасательных сил России и НАТО, одним из недостатков такого оборудования является его недостаточная мобильность, который и решено было устранить, сделав мобильность основным преимуществом нашей спасательной техники перед зарубежными аналогами. Собственный опыт сотрудников предприятия (многие из которых долгие годы отслужили в спасательной службе ВМФ) так же подтвердил, что особая роль при создании аварийно-спасательного и поисково-спасательного оборудования отводится разработке именно модульных, мобильных систем позволяющих их оперативно доставить любым видом транспорта, развернуть и автономно выполнять спасательные работы.
Понимая, что главной задачей спасания является именно спасение (причем всех и в любых условиях), на предприятии начались работы по созданию уникальной для России «Мобильной системы оказания помощи экипажу подводной лодки» (МССЭ ПЛ). 

Отправной точкой для создания такой системы стала разработка и создание мобильного комплекта глубоководных пеналов (КГП -300) который, по существу и стал её первой частью. КГП-300- это уникальный комплекс позволяющий до начала основной фазы спасательной операции по выводу подводников на поверхность начать работы по поддержанию их жизнедеятельности путем подачи в отсеки аварийной пл медикаментов, пищи и воды, резервных дыхательных аппаратов и т.д. На сегодняшний день аналогов среди подобного спасательного оборудования (в т.ч. и среди ведущих мировых держав специализирующихся на их производстве и использовании) нет. В 2017 году на КГП-300 был получен патент на изобретение.

Решение основной задачи было сведено к разработке СПУ, которое, учитывая необходимые характеристики, умещалось бы в 10-футовый контейнер. Инженеры ООО «Дайвтехносервис» выполнили поставленную задачу, сконструировав «П»-образную балку с гидравлическим механизмом складывания, лебедка грузоподъемностью 2 тс с канатом длиной 320 м, пультом управления, корзиной с комплектом из 6 глубоководных пеналов - размещенных в стандартном 10-футовом контейнере. После установки и раскрепления в штатном месте на палубе судна комплект глубоководных пеналов далее не нуждается в прочих судовых системах и механизмах (кранах и т. п.) для его перевода из походного положения в рабочее и наоборот. Вся документация на КГП- 300 одобрена Российским морским регистром судоходства (РС). На само изделие имеется свидетельство РС. ООО «Дайвтехносервис» имеет свидетельство о признании изготовителя РС на КГП-300.

Конструкция СПУ оказалась настолько удачной с точки зрения компактности, что в результате появилась возможность развития данной идеи, в вопросе использования получившегося СПУ, как универсального мобильного СПУ для водолазной беседки, ТНПА (в том числе с использованием «гаража») и т.д. КГП-300 возможно разместить практически на любом корабле (судне), имеющем свободную площадку на верхней палубе вблизи борта и площадью не больше основания стандартного 20 футового контейнера, а также на судах имеющих класс регистра.
Впервые комплект глубоководных пеналов «КГП-300» был представлен на Международном Военно-морском салоне (МВМС) 2015 года, а уже на МВМС в 2017 году «КГП-300» был представлен в составе «Мобильной системы оказания помощи экипажу подводной лодки», технический проект на которую был одобрен главным командованием ВМФ. Подтверждением серьезности в намерениях предприятия по созданию «МССЭ ПЛ», на стенде ООО «Дайвтехносервис» на МВМС 2017 была вживую выставлена барокамера «РБК 2200», ставшая основным компонентом МССЭ ПЛ и не имеющая аналогов в России.

РБК -2200 стала не только самой большой в типоразмерном ряде барокамер выпускаемых ООО «Дайвтехносервис», но и самой технологичной с точки зрения технического насыщения и функциональности. К разработке этой барокамеры ООО «Дайвтехносервис» подошло, имея за плечами опыт изготовления почти 150 барокамер и более сотни водолазных комплексов различного исполнения. Возможности её использования в различных модификациях позволяют охватить весь спектр человеческой деятельности, где необходимо искусственное создание повышенного давления до 10 кг/см2. Серьезный интерес барокамера вызвала в т. ч. у руководства кафедрой физиологии подводного плавания Военно- Медицинской Академии. Представленная на МВМС 2017 барокамера РБК- 2200 выполнена как отдельный модуль «МССЭ ПЛ», предназначенный для прохождения декомпрессии в штатном режиме до 10 подводников. Камера оборудована всеми самыми современными необходимыми для прохождения декомпрессии (рекомпрессии) системами в т.ч. мониторинга и возможностью подключения комплексной системы оперативного медицинского контроля.

Теперь, собственно, о самой «МССЭ ПЛ». Анализ аварий с подводными лодками показывает, что вероятность повышения давления в так называемых отсеках «убежищах» вследствие повреждений систем воздуха высокого и среднего давлений более чем высока. Нахождение в таких отсеках, даже короткое время, потребует для спасения жизней подводников, проводить спасательную операцию с проведением декомпрессии, а то и лечебной рекомпрессии. На сегодняшний день это технически не обеспечивается ни на одном флоте, кроме Тихоокеанского, из-за отсутствия на судах-носителях спасательных глубоководных аппаратов (СГА), штатных барокамер и устройств для стыковки СГА с барокамерами. 

Разработанная ООО «Дайвтехносервис» комплексная система спасения подводников позволяет эту задачу выполнить, а именно обеспечить спасение подводников находившихся под повышенным давлением и перевести их с помощью СГА сразу в спасательные барокамеры. При этом перевод осуществляется под тем же давлением, что и в отсеке аварийной пл. В состав «МССЭ ПЛ» помимо КГП- 300 и модулей с барокамерами, а таких модулей может быть до 6 шт.- на 60 человек спасенных, входят приемно-переходной модуль, модуль обеспечения (с сжатыми газами и компрессорами), модуль управления и комплект устройств стыковки модулей между собой Предприятием разработан не только сам технический проект этой системы, но и схема её размещения на спасательных судах носителях СГА. Модульность системы позволяет включать в её состав (как дополнительны средства спасения), уже имеемые на вооружении спасателей ВМФ модули с обитаемыми подводными аппаратами АРС-600, модули с телеуправляемыми подводными аппаратами (опыт использования которых широко известен при спасении СГА «АС-28» на Камчатке).

В итоге, создание и принятие на снабжение ВМФ «МССЭ ПЛ» в совокупности с принятым в состав Военно-Морского Флота новейшим спасателем проекта 21300 позволит обеспечить на всех флотах не только спасение подводников, выведенных из отсеков пл под повышенным давлением, но и сократить время проведения спасательных работ по оказанию помощи аварийной пл, лежащей на грунте, и спасению её экипажа.


Источник: Журнал "Нептун" 5.2017 (104)

Автор: технический директор ООО "Дайвтехносервис" Валентин Михайлов