Профессиональное водолазное снаряжение и оборудование
+7 (812) 318-59-00
office@diveservice.ru
Загадки «H.L. Hunley»
23 мая 2018

На страницах нашего журнала мы уже рассказывали об американской подводной лодке «Х.Л.Ханли», субмарины, первой в истории совершившей успешную подводную атаку и затем бесследно исчезнувшей. Ее судьба стала более чем на столетие одной из величайших загадок Гражданской войны в США.
В одном из последних номеров журнала уважаемый читатель мог ознакомиться со статьей П.Боровикова «Капсула времени. Поднимать или не поднимать», в которой автор рассказал об обнаруженной в 2015 году в территориальных водах Швеции подводной лодки российского императорского флота «Сомъ», о зарождающейся компании по подъему этой подлодки, а также поделился своими сомнениями о целесообразности скоропалительного подъема этой исторической реликвии.
Обосновывая необходимость предварительного и тщательного обследования подлодки «Сомъ», разработки выверенного проекта её подъема и подготовки места и оборудования для её консервации, автор ссылается, в том числе, на опыт аналогичных работ, выполненных при подъеме американской подводной лодки «H.L.Hunley» («Х.Л.Ханли»).
А что это за подлодка и почему практичные американцы решили её поднять?
1863 год. В США в самом разгаре Гражданская война (1861-1865 гг.). Оставшийся с самого начала военных действий лояльным федеральному правительству, основной состав американского военно-морского флота позволял северянам контролировать побережья южан, блокировать их порты, как для собственных, так и для иностранных торговых кораблей. Блокада портов и, особенно, гавани Чарльстона – крупнейшего порта южан, была особенно пагубна для Конфедерации, поскольку южные штаты имели очень слабо развитую промышленность, и не могли самостоятельно снабжать и вооружать свою Армию.
Командование южан постоянно находилось в состоянии поиска способа или средства, с помощью которого можно было бы пробить брешь, хотя бы временную, в кольце блокады. В августе месяце командующему гарнизоном Чарльстона - новоиспеченному бригадному генералу Армии Конфедерации Пьеру Борегарду, - было доложено об успешном испытании подводной лодки, способной уничтожать боевые корабли противника. Командующий распорядился о доставке субмарины в Чарльстон…
Следует отметить, что подлодка, которую предстояло доставить в Чарльстон, была уже третьей, построенной в годы войны южанами. В 1862 году инженеры из Нью-Орлеана Бакстер Вотсон и Джеймс Мак-Клинток построили подводную лодку «Пионер», длиной около 10 м. Ее испытания проводили на озере Пончартрейн, но довести до конца не успели. Когда войска северян приблизились к Нью-Орлеану, «Пионер» пришлось просто затопить.
Вторую субмарину, «Пионер-2» (или, как гласят некоторые источники –«Американский дайвер»), построили в г. Мобил, куда перебрались оба инженера и, присоединившийся к ним, изобретатель, юрист по образованию Хорас Лоусон Хан-ли. Компанию поддержал комендант города, прикомандировав к ним инженеров из 21-го Алабамского пехотного полка. Однако и эта лодка затонула при испытаниях в результате протечки корпуса.
Вложить деньги в строительство новой подводной лодки Ханли уговорил фабриканта Зингера, впоследствии ставшего известным всему миру производителем швейных машинок. На его деньги была учреждена каперская компания «Singer Submarine Corporation».
Ханли незамедлительно приступил к строительству лодки. Чтобы облегчить и ускорить ее создание, он воспользовался старым паровым котлом. У него обрезали обе стороны и приклепали к получившемуся цилиндру заостренные оконечности. Лодку снабдили двумя входными люками. В носу и в корме разместили по одной балластной цистерне с наружными кранами. Цистерны сверху не закрывались, чтобы экипаж мог визуально следить за уровнем воды в них. Заполнялись они самотеком, после открытия забортных клапанов, осушались ручными помпами. Предельная глубина погружения составляла, по расчетам, 60 футов (18,3 м).

«Ханли» на стапеле


Семь или восемь человек вращали длинный коленчатый вал, занимавший три четверти длины корпуса, и через сальниковое уплотнение связанный с трехлопастным гребным винтом в корме. Маховик между коленвалом и винтом помогал поддерживать скорость лодки, когда кто-то из матросов брал передышку.
Литой съемный киль был закреплен болтовыми соединениями внутри лодки, его можно было отсоединить в случае необходимости (например, для аварийного всплытия). Для обеспечения экипажа свежим воздухом в подводном положении имелись два воздухозаборника высотой 4 фута (1,22 м), размещенные вплотную друг к другу, однако незначительный диаметр труб (1,5 дюйма, 3,78 см) и отсутствие принудительной вентиляции делали эти устройства почти бесполезными. Запас сжатого воздуха позволял находиться под водой в течение двух, двух с половиной часов.
Экипаж состоял из командира, семи - восьми «гребцов» и второго офицера.

Схема внутреннего устройства и «движительной» установки «Ханли»


Командир выполнял сразу три обязанности: через иллюминаторы в носовой башенке наблюдал за обстановкой и искал цель, управлял горизонтальными и вертикальными рулями, заливал и осушал носовую балластную цистерну. Матросы – гребцы работали на гребном валу. Второй офицер, располагавшийся возле кормовой башенки, по команде командира обслуживал кормовую балластную цистерну, а также вместе с матросами крутил привод гребного вала.
Теснота в лодке была невероятная, в случае аварии шансы моряков на спасения были минимальными.
Размерения «Пионера-3», так назвали новую субмарину, составили:
длина 40 футов (12,20 м);
ширина 3 фута 10 дюймов (1,16 м);
высота 4 фута (1,22 метра, вместе с башенками 1,75 м.
Строительство лодки было завершено в начале июля 1863 года. Командование конфедератов назначило ее командиром лейтенанта Джона Пайна, а экипаж набрали из добровольцев. Уже 31 июля состоялась демонстрация возможностей субмарины. Максимальная скорость на испытаниях составила 2,5 узла (4,63 км/час). Буксируемой плавучей миной удалось взорвать старую угольную шаланду.
Испытания показали, что для успешного применения такой мины требовалось перейти из позиционного положения в подводное, не далее, чем в 200 ярдах (183 м) от цели, при этом глубина должна быть такой, чтобы субмарина могла пройти под килем атакуемого судна, буксируя мину на канате длиной 150 футов (45,7 м). «Под-нырнув» под цель лодка всплывала с другого её борта, а буксируемая мина ударяла в днище атакуемого корабля. Впрочем, такой способ подрыва атакуемого судна не гарантировал успеха, т.к. канат имел свойство провисать под собственной тяжестью и мина «проплывала» мимо цели. Поэтому от этого оружия отказались. Вместо буксируемой мины к носу лодки прикрепили шест длиной 6 м с медным цилиндром на конце. Он был начинен 70 фунтами (32 кг) черного пороха и снабжен несколькими контактными взрывателями…
О результатах испытаний и было доложено командующему гарнизона Чарльстона, после чего им было принято решение перевезти подлодку в вверенный ему город. 12 августа 1863 года на двух железнодорожных платформах «Пионер-3» была доставлена в форт Джонсон, располагавшийся на северо-восточной оконечности острова Джеймс в округе Чарльстон, и спущена на воду. Испытания подводной лодки были продолжены.