Профессиональное водолазное снаряжение и оборудование
+7 (812) 318-59-00
office@diveservice.ru
Трагедия в Цемесской бухте
24 сентября 2018

Поздним вечером 31 августа 1986 года на выходе из Цемесской бухты, близ Новороссийска, на перекрестных курсах, произошло столкновение пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов» с 1243 пассажирами на борту и сухогруза «Петр Васев», большего водоизмещения, с 30 т. тонн зерна на борту.

Схема столкновения

На момент столкновения, суммарная скорость составила около 23 узлов. Позже, эксперты установят, что не хватило всего шести секунд, чтобы оба судна свободно разошлись.

В результате удара бульбом (выступающая часть форштевня ниже ватерлинии) сухогруза, теплоход «Адмирал Нахимов» получил обширное (около 90 кв. м) повреждение правого борта ниже ватерлинии, в районе машинного и котельного отделений. Кренясь, пройдя по инерции несколько сотен метров, теплоход затонул в течение 8 минут на глубине 47 метров, в двух милях от берега, практически не спустив спасательных шлюпок. Балкер «Петр Васев» получил незначительные повреждения носовой части и остался на плаву, его команда первой пришла на помощь пассажирам теплохода.

Повреждения балкера «Петр Васев»

В короткий срок, в район аварии из Новороссийска для оказания помощи пострадавшим были направлены катера, суда, боты и лодки. Первым на место гибели "парохода "Адмирал Нахимов" подошел лоцманский катер ЛК-90, командой которого были спасены 80 человек. Личным составом двух военных пограничных катеров было спасено 232 пассажира. Всего, по итогам спасательных работ, было спасено 820 человек из 1243 находившихся на борту.

Поисковые работы.

Второго сентября к месту катастрофы прибыл спасатель СС-21, входящий в состав Черноморского флота, возвращавшийся с учений в Средиземном море, который сразу приступил к работам по обследованию района гибели теплохода.

Решением прибывшей в Новороссийск правительственной комиссии, были сформированы две экспедиции: Черноморского флота (ЧФ) и Черноморского морского пароходства (ЧМП).

В состав экспедиции ЧФ вошли спасательные суда СС-21 (флагман), СС-47 и "Эльбрус", спасательного буксира СБ-4, водолазные морские суда ВМ-108, ВМ-230, ВМ-911, плавбазы, автономных глубоководных спасательных снарядов АС-4, АС-11

Экспедиция ЧМП включала СС "Аметист" и СС "Гепард", водолазные морские суда "Водолаз-2" и "Водолаз Лесничий", плавучий кран "Севастополец".

К работам также были привлечены исследовательские суда "Гидробиолог" и "Импульс", автономный глубоководный аппарат "Аргус" Южного отделения института океанологии Академии наук СССР, водолазы Института геологии южных морей, были задействованы водолазы-разведчики 17-й бригады спецназа ЧФ. Дополнительно, с Северного и Балтийского флотов было переброшено две группы по 10 водолазов. Таким образом, численность одной только экспедиции ЧФ составила более 140 водолазов.

Третьего сентября, с целью размещения спасательных и водолазных судов в районе проведения поисковой операции, со специальной баржи МБСН-430250 были выставлены три комплекта рейдового оборудования. При скорости ветра 12-14 с порывами до 18 метров в секунду, течении 1.5 узла, рискуя намотать на гребные винты, плавающие на поверхности канаты затонувшего парохода, командир СС-21, капитан третьего ранга В. Кузьмищев, осуществил точную постановку судна над "Адмиралом Нахимовым", с использованием трех швартовых бочек и трех своих якорей. К нему на бакштов встал СС "Аметист". Позже, заведя швартовые концы на СС-21 и рейдовые бочки, встали еще пять спасательных и водолазных судов.

Полигон поисковых работ

Экспедиции ЧФ требовалось обследовать все восемь палуб кормовой части парохода, на которых размещались 184 пассажирские каюты, 77 кают команды, 106 служебных помещений, 30 туалетов и умывальных комнат, 38 ванных и душевых, 6 баров, салонов и буфетов, 3 ресторана, 15 вестибюлей, 47 трапов, 785 погонных метров коридоров. Тем же, но в носовой части теплохода предстояло заниматься водолазам экспедиции ЧМП. Фронт работ экспедиции ЧФ был шире и сложнее, чем у гражданских водолазов, что было обусловлено более совершенным техническим оснащением - военные работали в глубоководном водолазном снаряжении (СВГ-200) с аппаратами регенеративного типа, которое позволяло более долгое время находиться на максимальных глубинах 47-55 м. Также, в случае необходимости, имелась возможность, проводить режим декомпрессии и оперативное лечение водолазов (например, в случае баротравмы) в барокамере глубоководного водолазного комплекса (ими были оснащены СС-21 и СС-47), под надзором квалифицированных врачей-спецфизиологов. К работам были привлечены 98 военных водолазов. Гражданские водолазы осуществляли погружения в трехболтовом водолазном снаряжении (вентилируемое) и снаряжении СВУ (с открытой схемой дыхания).

Водолаз из состава экспедиции ЧМП

Работы велись круглосуточно. Затонувший теплоход лег на правый борт, закрыв пробоину, для доступа в корпус приходилось прорезать ниши в бортах, работы осложнялись тем, что по коридорам приходилось пробираться ползком, при этом ширина проходов составляла не более одного метра, на пути завалы из мебели и предметов обихода. И все это в холоде и кромешной темноте, светильники эффективны только в отсеках левого борта, в отсеках правого борта облако илистой мути не пробивает даже самый мощный световой поток, просто образуется густое молочное облако.

На поисковых работах, выполняя свой профессиональный и человеческий долг, погибли два человека, водолазы: 10 сентября - мичман Юрий Владимирович Полищук, 19 сентября - мичман Сергей Александрович Шардаков. После гибели Шардакова решением правительственной комиссии поисковые работы на пароходе «Адмирал Нахимов» были прекращены.

В период проведения поисковых работ (2-19 сентября 1986 года) было поднято 358 погибших, тела 65 погибших так и не были подняты.

Т/х «Адмирал Нахимов на дне Цемесской бухты»

Расследование.

Экспертной подкомиссией под руководством представителя Министерства морского и речного флота СССР, были опрошены 11 человек из состава обоих экипажей судов, в том числе оба капитана, а также лоцман порта Новороссийск, несший вахту в тот вечер.

Комиссия постановила, что капитаном теплохода «Петр Васев» в нарушение Устава службы на судах Министерства морского флота и Международных правил предупреждения столкновения судов, было допущено чрезмерно опасное сближение судов. Пренебрегая данными визуальных наблюдений вахты на мостике и донесениями вахтенного помощника, капитан не выполнил своих заверений уступить дорогу, упустил время для осуществления маневра по безопасному расхождению судов, проявил неоправданную самонадеянность и халатность в управлении судном.

Капитаном парохода «Адмирал Нахимов», нарушив Устав службы на судах ММФ, «Наставления по организации штурманской службы на судах ММФ», «Международных правил предупреждения столкновения судов», в условиях сближения с другим судном, не согласовав лично с капитаном сухогруза порядок расхождения, преждевременно покинул мостик. Также, капитаном не были проконтролированы действия вахтенного помощника при сближении и расхождении судов.

Оба капитана были осуждены на 15 лет.

Эпилог.

Теплоход "Адмирал Нахимов" по сей день покоится на дне моря. Территория радиусом в 500 метров официально объявлена местом захоронения. Здесь запрещено бросать якорь.

На высоком откосе мыса Дооб Цемесской бухты, самом ближайшем от места гибели "Адмирала Нахимова", вблизи маяка, в 1987 году был сооружен памятник, дань памяти всем 423 погибшим пассажирам и членам экипажа. Площадка, выбранная для памятника, возвышается над уровнем моря примерно на сотню метров. В хорошую погоду с нее виден обширный участок моря, а также место гибели теплохода "Адмирал Нахимов".


Источники:

  1. http://nvo.ng.ru/wars/2000-10-20/7_act.html
  2. https://school-herald.ru/ru/article/view?id=525
  3. http://bulvar.com.ua/gazeta/archive/s35_65644/7695.html
  4. http://admiral-nakhimov.net.ru/new/index.php/search
  5. https://www.proza.ru/2013/07/10/1236
  6. https://topwar.ru/100010-tayna-gibeli-admirala-nahimova.html
  7. https://ria.ru/spravka/20160831/1475558884.html
  8. http://www.darkgrot.ru/cult/momento-mori/korablekrusheniya/article/2605/